Начальная
школа и новый образовательный стандарт
Краткая
информация для родителей
Что
такое образовательный стандарт?
Федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС НОО) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с
требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой
«совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных
программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями,
имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введение в дейтсвие ФГОС НОО и текстом
Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Какие
требования выдвигает новый Стандарт?
Стандарт
выдвигает три группы требований:
• Требования
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования,
• Требования
к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
• Требования
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что
нового в Стандарте?
Отличительной особенностью нового стандарта является
его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности
учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления
результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта
указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу
начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются
универсальные учебные действия (УУД).
Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности»,
«надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа -
программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД
рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие
этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего
образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной
школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных
действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим
его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных
и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно
применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов
и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ
формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма
формирования ИКТ-компетентности.
Реализация программы формирования УУД в начальной
школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Московский
регион считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования
ИКТ-компетентности в образовательные программы столичных образовательных
учреждений.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает
собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и
пожелания родителей учащихся.
Какие результаты наиболее важны и понятны родителю?
Очевидно, что предметные результаты – это то, что
родитель (а на самом деле и учитель) прежде всего ждут от Стандарта. Стандарт –
это еще не конкретные результаты, по которым будет оценен каждый ребенок, это
рамки для создания предметных программ.
Предметные результаты сгруппированы по предметным
областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах
«выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и
«выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований
выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень
образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать
текст и составлять план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать
текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления
можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной
образовательной программе.
Как повлияло изменение требований к результатам на
содержание обучения?
Стандарт сохраняет традиционные учебные предметы, за
исключением математики, которая теперь изучается в рамках интегрированного
курса «Математика и информатика», причем имеется в виду не работа с
компьютером, а теоретическая
информатика, целью изучения которой является формирование у ребенка
информационной культуры. Под информационной культурой понимается система общих умений практически
работать с информацией и передавать ее другим.
В настоящее время на базе пилотных по введению ФГОС
образовательных учреждений апробируется модель обучения по курсу «Математика и
информатика» (авт. Семенов А.Л., Рудченко Т.А.) построенному по принципу
интеграции с информационными технологиями, включающему знакомство с компьютером
и использование его для выполнения заданий компьютерных уроков.
В начальной школе появился новый учебный предмет -
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России», который московский базисный учебный план относит к 4 классу.
Во всех предметах начальной школы требуется
овладение теми или иными инструментами ИКТ и регулярность использования
компьютера и интернета, поэтому родителей не должно удивлять увеличение времени
и периодичность занятий учащихся с компьютером. Включение средств ИКТ в
образовательный процесс будет происходить в соответствии с нормами СанПин,
которые в настоящий момент так же пересматриваются.
Что
изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является
то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать
клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие
компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для
создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения
этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только
изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью
цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и
видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и
представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных
видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии,
видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко
использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном
Интернете.
В современной школе широко применяется проектный
метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации
проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети
знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих
интересах и увлечениях. Это изготовление бэджа, проекты «Я и мое имя», «Моя семья»,
совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески
стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при
создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний,
полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же
работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением
времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж,
описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Традиционные
учебники или цифровые ресурсы?
Новый Стандарт поставил задачу разработки новых
учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо
деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы должны
предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его
представления, в том числе и цифровые., которые могут быть представлены как на
дисках, так и в Интернете.
Что
такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде
(ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности
для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют
контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут
взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители
должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку
учителя.
Какой
должна быть материальная образовательная среда начальной школы?
Основная масса детей, поступающих в начальную школу
– шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не
прошедший предварительной муштры в системе дошкольной подготовки приходит в
первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его
психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и
постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная
учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс
занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью.
Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои
потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности.
Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами,
побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры
образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна
непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство,
школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной
активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым
оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной
деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Что
такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как
урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение
домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя
с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том
числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной
речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе –
дистанционные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые
столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть
отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит
в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной
деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с
родителями обучающихся.
О
чем еще говорит Стандарт?
Стандарт направлен на «воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной
экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе
толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава российского общества»
Эти ценности нашли отражение в требованиях к
личностным результатам освоения основной образовательной программы,
выражающихся словами патриотизм, толерантность, адаптивность, установка на
учение, самостоятельность и ответственность, эстетика, этика, сотрудничество,
здоровье и безопасность.
И в новом учебном предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», задачей которого является «воспитание способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных
представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли
в культуре, истории и современности России»
Каким
будет выпускник начальной школы?
По мнению разработчиков стандарта, выпускник
начальной школы, прошедший обучение в соответствии с новым образовательным
Стандартом должен описываться так:
• любознательный,
любит свой край, Родину
• уважает
и принимает ценности семьи
• умеет
слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию
• выполняет
правила здорового и безопасного образа жизни
• владеет
основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность.
|