Урок литературного чтения (4класс)
Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщение.
Камалова Наваль Батыровна, учитель начальных классов
Цели: 1. Обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова;
2. Продолжить формирование умения находить мораль в произведении;
3. Развивать память, внимание, мышление, формирование навыков беглого чтения, умение выразительно читать художественные произведения;
4. Воспитывать интерес к чтению;
5. Расширять кругозор.
Оборудование: учебник « В океане света » 4 класс 1 часть Е.В.Бунеева, О.В. Чиндилова, портрет И.А.Крылова, книги с баснями, иллюстрации к басням, карточки с частями названий басен.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Мы с вами несколько уроков изучали творчество одного писателя и именно о его произведениях мы сегодня поговорим, обобщим знания о его жизни и творчестве.
2. Повторение.
- Скажите творчество какого писателя мы изучали? ( Творчество И.А.Крылова. )
- Что он писал? ( Он писал басни. )
- Значит, как мы можем назвать И.А.Крылова? ( Баснописец. )
- Потому что баснописец – это…( Человек, который пишет басни. )
1. – А что такое басня?
(Верно. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)
- Какие басни И.А.Крылова вы знаете?
- Посмотрите на нашу книжную выставку. Назовите эти басни.
- А теперь давайте послушаем сообщение о биографии И.А.Крылова. ( учащийся читает сообщение)
- Более двухсот басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова» всегда цветы? Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.
2. – Мы с вами изучали много басен. И некоторые из них учили наизусть. ( 3 учащихся рассказывают басни на выбор )
- Какова мораль этой басни?
- Чему она учит?
- Какая крылатая фраза?
3. – Мы говорили, что в баснях действуют животные, в которых мы легко узнаём людей, их пороки, поступки.
- Многие басни мы читали по ролям, чтобы были более видны и понятны черты наших героев. Так давайте одну из басен прочтём по ролям. ( чтение басни по ролям – на выбор учителя)
- Мораль этой басни?
- Чему учит басня?
- Крылатая фраза?
3. Физкультурная минутка.
4. Знакомство с новой басней.
- Мы знакомились со многими баснями. И сегодня я хочу вас познакомить ещё с одной басней И.А.Крылова «Слон и Моська».
1. Чтение басни учителем;
2. Разбор непонятных слов;
3. Разбор ( поиск ) морали;
4. Поиск крылатой фразы;
5. Объяснение смысла басни;
6. Выводы.
5. Инсценировка басни.
- Некоторые басни Крылова мы иногда видим по телевизору как мультфильмы. И ребята подготовили инсценировку одной из басен. ( инсценировка любой басни )
- В чём мораль басни?
- Чему учит?
- Крылатая фраза?
- Мы вспомнили басни, которые изучали, а теперь поработаем с учебником.
6. Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице 91.
- Давайте её ещё раз прочтём басню.
1. Чтение басни «Слон и Моська»;
2. Работа с вопросами.
7. Закрепление.
« Крылатые слова »
- Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что эти слова произнесли впервые герои Крылова.
- Вспомните, эти крылатые фразы:
1. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» « Лебедь, Щука и Рак. »
2. «Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши» «Стрекоза и муравей».
3. « А ларчик просто открывался. » « Ларчик. »
4. « А Васька слушает, да ест. » « Кот и повар».
« Собери название басни »
- Я вам сейчас раздам карточки с частями от названий басен. Они все перепутались. Соберите их. ( названия любых басен )
8. Итог урока.
- Творчество какого писателя мы изучили?
- Что такое басня?
- Для чего И.А.Крылов писал басни?
- И.А.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, стали умнее, добрее и лучше.
( оценивание учащихся )
9. Домашнее задание.
- Проиллюстрировать одну из басен И.А. Крылова.
|